Основой создания различных типов и видов цветников как эстетических элементов большой художественной выразительности в оформлении городов служит теория цвета и цветовых сочетаний.
Главным положением ее является гармония красок, которая возникает при определенном их сочетании. Правильному подбору колористических сочетаний для цветочного оформления способствует знание положения цветов в световом спектре. Теплые тона цвета в нем расположены напротив холодных, представляя собой сочетания, называемые контрастными (красное+зеленое, оранжевое+синее, фиолето-вое+желтое). Эти сочетания, характеризующиеся большой цветовой насыщенностью, создают красочные, яркие колористические эффекты. При этом тональность каждого цвета взаимно усиливается.
Сильное эмоциональное воздействие оказывают такие сочетания, как ярко-красная пеларгония иа фоне изумрудного газона, ярко-оранжевая цинния и глубокого синего тона дельфиниум тихоокеанский, фиолетовая вербена и желтый тагетес. Но именно яркость этих сочетаний в большой массе городских цветников может быть слишком сильной и действовать на глаз утомляюще. Поэтому в цветочном оформлении лучше пользоваться гармоническими сочетаниями, которые в световом спектре образуются сопоставлением цветов через один (красный с желтым, оранжевый с зеленым, желтый с синим, зеленый с фиолетовым, синий с красным, фиолетовый с оранжевым). Эти сочетания более мягкие, однако в практике устройства цветников не все из них могут быть применимы. Например, сочетание красного флокса Друммонда и желтой ксантиссмы техасской очень эффектно и выразительно, а сочетание фиолетовой виолы с зеленым газоном мрачно и для городских цветников нежелательно.
Наилучшим образом задаче составления цветовых решений отвечают гармоничные сочетания оттенков основных цветов с переходом от одного цвета к другому, например: красного цвета — темно-красного, пурпурно-красного, ало-красного, малиново-красного, светло-красного, темно-розового, розового, светло-розового и т. п. или оттенки желтого цвета — золотисто-желтого, оранжево-желтого, светло-желтого, лимонно-желтого и др. Сочетание оттенков между собой и с основными цветами спектра дает возможность составления богатейшего количества цветовых вариантов.
Для создания цветовых решений необходимо строго соблюдать правила подбора ассортимента цветочных растений. Как известно, растения каждого сорта, вида или разновидности имеют свои, присущие только ему декоративные признаки: высоту, габитус, величину цветков и листьев и, конечно, окраску цветков. Поэтому, разрабатывая эскизы цветника и подбирая цветовое решение, необходимо для его исполнения в натуре применять только сортовые растения, указанные в спецификации к проекту. Замена одних растений другими, в том числе и близкими по цвету, нежелательна, так как могут возникнуть дисгармонические сочетания, где окраска будет противоречить одна другой или приглушать одна другую и создавать неблагоприятное цветовое решение (например, замена золотисто-желтой окраски лимонно-желтой, карминно-красной — шарлахово-красной и т. п.).
Важнейшим условием создания красочных, гармоничных цветовых решений является соблюдение пропорций цвета каждого компонента в общей композиции. Это позволяет усилить и выявить нужный, доминирующий цвет, составляющий основу композиции, и ослабить или растушевать нежелательные яркие тона. Особую роль для восприятия цвета в композиции играет ее оптимальная удаленность от глаза. Растения с насыщенной цветовой поверхностью, например сальвия блестящая или канна гибридная с крупными яркоокрашенными цветками, хорошо воспринимаются и на значительном расстоянии, а ряд растений с мелкими цветками, нежной нюансной окраской, например астра кустообразная, на большом расстоянии четко не просматриваются и теряют свой декоративный эффект.
Одним из основных положений формирования гармоничных как по цвету, так и по конфигурации композиций является правильное размещение компонентов по отношению друг к другу и в общем художественном замысле композиции. Для этого необходимо учитывать такие факторы, как высота растений, архитектоника цветка и растения в целом, характер цветочной поверхности куста, ее насыщенность цветом и другие характерные для вида или сорта индивидуальные декоративные особенности.
При составлении композиции следует избегать применения чрезмерно большого количества видов, разновидностей, сортов в одном цветнике, особенно на небольшой площади. Это разрушает гармоничное равновесие, создавая эффект пестрого многоцветья, упрощающего и ослабляющего декоративные качества растений, как отдельных компонентов композиции, так и всей в целом.
Однако даже при благоприятном подборе цветовых оттенков может получиться неудачное решение цветника — необходимо уравновесить цвета по их светосиле, которой каждый цвет обладает в разной степени. Если же цвета или их нюансы смешаны в одинаковых количествах, то цвет, обладающий большей светосилой, будет подавлять остальные цвета в композиции, и ее гармоничность нарушится. Поэтому очень важно придерживаться правил пропорционального соотношения цветов в композиции. Это особенно необходимо при устройстве цветников, состоящих из многих компонентов (миксбордеры, сложные группы, альпийские цветники и т. п.). В этом случае нужно, чтобы один или два-три цвета были доминирующими, а остальные —дополняющими, подчиненными основной идее цветовых сочетаний (причем это, как правило, должны быть основные цвета спектра). Так, установлено, что наиболее благоприятные сочетания возникают ориентировочно при следующих соотношениях количества сопоставляемых цветов: 6 белых и 4 синих, 4 белых и 6 красных, 3 желтых и 7 лиловых, 3 красных и 7 сине-голубых, 5 красных и 11 зеленых, 3 желтых и 5 красных, 3 оранжевых и 8 синих, 4 розовых и 6 фиолетовых и др.
Необходимо учитывать величину цветков, их форму, расположение на кусте, обилие цветения, а также тональность окраски листьев и их массу, являющихся фоном для цветочной массы. Эти свойства цветочно-декоративных растений следует принимать во внимание особенно при составлении композиций типа миксбордеров с большим набором видов и сортов. По мере отцветания растение как цветовой компонент выходит из композиции, но его листва должна и после отцветания поддерживать в цветнике общую цветовую гамму.
При подборе цветовых сочетаний длительного периода декоративности рекомендуется широко использовать следующие растения из группы лиственно-декоративных с ярко-окрашенной листвой различных оттенков:
-
желтовато-зеленая окраска — лизимахия мо-нетчатая, эуфорбия многоцветная, функия золотисто-пестрая, седум золотистый и др.;
-
сизо-голубоватая и сероватая окраска-ирис гибридный, таликтрум водосборолистный, функия Зи-больда, алиссум скальный, аубриеция дельтовидная, арабис альпийский, вероника седая, гипсофила ползучая, гвоздика перистая, седум спектабиле, цинерария морская и др.;
-
беловато-серая и серебристая окраска — антеннария войлочная, артемизия декоративная, ахиллея агератолистная и зонтичная, стахис шерстистый, церастиум Либерштейна и др.;
- красновато-коричневые и розовые окра с к и — аюга ползучая, седум ложный и белый и др.
Декоративная окраска листьев у перечисленных многолетников, как правило, остается такой же в течение всего вегетационного периода, что особенно ценно для сохранения задуманной цветовой гаммы композиции. При этом ее тональность может несколько меняться в различные сезоны: быть более Светлой весной, более насыщенной к середине лета (арабис альпийский), краснеющей к осени (седум белый). Окраска листьев может оказаться ослабленной при несоблюдении индивидуальных правил агротехники (например, обильные поливы для церастиума) и при попадании в тень деревьев, кустарников и крупнокустовых цветочных растений.
Следует выделить группу оранжерейно-декоративных растений, которые в последнее время стали применять в цветочном оформлении: это, как правило, горшечные растения, выращиваемые в условиях оранжерей. Наиболее популярны в цветниках следующие лиственно-декоративные виды и разновидности.
Аспарагусперистый (плюмозус) — с изящными, ажурными побегами светло-зеленой окраски. Используется преимущественно для оформления ваз, цветочниц в сочетании с яркими, насыщенного цвета растениями с крупными, выразительными цветками, например циннией помпонной низкорослой, бегонией клубневой, тагетесом карликовым крупноцветным, пеларгонией зональной и др.
Зебринависячая (традесканциязебрина) — ампельное растение, используемое в цветниках как лиственно-декоративное при создании фона для цветущих растений. Листья серебристые, покрытые темно-зелеными полосами. Наилучшие сочетания с растениями глубоких, насыщенных, но не темных тонов, например с темно-розовой бегонией клубневой, антирринумом карликовым солнечно-желтым, целозией перистой лилипутовой красной.
Каланхоэ Блоссфельда— эффектно своими темно-зелеными плотными чуть блестящими листьями и ярко-красными звездчатыми цветками, собранными в крупные округлые соцветия. Образует очень насыщенное, глубокое по тону красочное пятно и наилучшим образом сочетается с растениями белой окраски (гвоздика турецкая и гренадин, маргаритка многолетняя, иберис вечнозеленый), а также применяется в чистых группах на фоне белых бетонных плит и других светлоокрашенных покрытий и в цветочных вазах.
Камнеломка трехцветная (саксифрага) — с красивыми пестрыми листьями бело-красной, желто-испещренной и розовато-красноватой окраски. Декоративность усиливают изящные метелки белых цветков, появляющиеся весной. В сочетаниях лучше использовать с растениями светлой однотонной окраски, например с белой бегонией вечноцветущей, белой лобелией эринус и др., а также в виде самостоятельных групп на фоне светло-зеленых седумов (лидийский, белый) и др.
Колеус Вершаффельта — с бархатистыми четко выраженной формы крупными листьями, в разнообразной гамме красно-коричневых окрасок (от светло-розово-коричневатой через желто-розово-красную, красную различных оттенков до темно-фиолетовой, почти черной). Листья имеютзеленую или золотистую кайму в зависимости от сорта, гладкий или гофрированный край листа, однотонную или пеструю окр. ккулистовой пластинки. Применять колеус лучше в гармоничных сочетаниях с растениями, цветки и листья которых близки по окраске к листьям колеуса, например со светлой или темно-розовой бегонией вечноцветущей, с растениями светло-желтой окраски, как, например, тагетес низкий мелкоцветный. Оригинально сочетание листьев колеуса с оливко-во-зелеными листьями каланхоэ Федченко.
Сеткреазия пурпурная— растение, сходное с традесканцией, с лилово-красноватой окраской листьев и стеблей. Образует насыщенные цветовые пятна оригинальной, редко встречающейся пурпурной тональности. В сочетаниях наиболее эффектно с растениями, имеющими белые (алиссум морской, матрикария отличная), светло-розовые (левкой пирамидальный низкий), светло-лиловые цветки (агератум мексиканский) и др.
Хлорофитум хохлатый— преимущественно его пестролистная разновидность с беловато-золотистыми полосами вдоль светло-зеленых листьев. В цветниках это растение создает мягкий беловато-зеленоватый акцент, смягчающий любой яркий и насыщенный цвет. Эффектен в сочетании с бегонией клубневой темно-красной, красной и розовой, бегонией вечноцветущей, карминно-розовой, вербеной риги-да сине-фиолетовой и др.
При разработке цветовых решений следует учитывать также окраску находящихся в поле зрения цветника фасадов зданий, малых архитектурных форм, светильников, дорожных покрытий и других элементов благоустройства, элементов наглядной агитации, компонентов природного ландшафта, а также листьев, цветков и плодов древесно-кустарниковых растений. Для достижения колористического эффекта следует прибегать как к контрастным сочетаниям, например белый фасад здания и красные цветы, так и к гармоничным сочетаниям, например серые камни альпинария и розово-фиолетовые цветы и т. п.
|